СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка …………………………………………………………………....3 1. Особенности воспитательного процесса в школе …………………………..….………..4 2. Цель и задачи воспитания …………………………………………………...…..……….7 3. Виды, формы и содержание деятельности…………………………………..…..……….9 Инвариантные модули 3.1. Модуль «Классное руководство»………………………………………….……………9 3.2. Модуль «Школьный урок»…………………………………………………...…….…..11 3.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности …………………………………………...12 3.4. Модуль «Работа с родителями»………………………………………………..............16 3.5. Модуль «Самоуправление»…………………………………………………..…..….....17 3.6. Модуль «Профориентация»………………………………………………………........18 Вариантные модули 3.7. Модуль «Ключевые общешкольные дела»…………………………………………....19 3.8. Модуль «Детские общественные объединения» ………………………...…….……..20 3.9. Модуль «Школьные медиа» ………………………………………………………….22 3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» ………………….…….....22 3.11. Профилактика правонарушений и безопасность несовершеннолетних…………..23 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы…………………....…...24 Приложение. Календарный план воспитательной работы МБОУ Новинская ООШ на 2021-2022 учебный год (уровень основного общего образования)………………………………… 26 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Общие положения Рабочая программа воспитания является компонентом Содержательного раздела Основной образовательной программы основного общего образования и направлена на достижение планируемых личностных и метапредметных результатов. Рабочая программа воспитания разработана в соответствии со структурой, которая определена ФГОС основного общего образования: 1. Описание особенностей воспитательного процесса МБОУ Новинской ООШ. 2. Цель и задачи воспитания учащихся. 3. Виды, формы и содержание совместной деятельности педагогических работников, учащихся МБОУ Новинской ООШ. 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы. В основе реализации Рабочей программы воспитания лежит модульный принцип организации деятельности учащихся. Содержательно-организационные модули охватывают все сферы жизнедеятельности младших школьников и предусматривают взаимодействие Школы и семьи. Данная программа воспитания показывает систему работы с обучающимися в школе. В разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы принимают участие указанные в части 6 статьи 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» советы обучающихся, советы родителей, Управляющий совет, родительские комитеты. В формировании системы воспитательных мероприятий, социально значимых событий, гражданско-патриотических движений принимают участие общешкольный родительский комитет, ученический совет, родительские комитеты классов. Рабочая программа воспитания разработана на основе Примерной программы воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию – протокол от 2 июня 2020 № 2/20. Данная программа воспитания направлена на приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе, а также решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная программа показывает, каким образом педагоги могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности. Рабочая программа воспитания включает в себя четыре основных раздела: раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса», в котором школа кратко описывает специфику своей деятельности в сфере воспитания. Здесь размещена информация: о специфике расположения школы, особенностях ее социального окружения, источниках положительного или отрицательного влияния на обучающихся, значимых партнерах школы, особенностях контингента обучающихся, оригинальных воспитательных находках школы, а также важных для школы принципах и традициях воспитания. раздел «Цель и задачи воспитания», в котором на основе базовых общественных ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые школе предстоит решать для достижения цели. раздел «Виды, формы и содержание деятельности», в котором школа показывает, каким образом будет осуществляться достижение поставленных цели и задач воспитания. Данный раздел состоит из нескольких инвариантных и вариативных модулей, каждый из которых ориентирован на одну из поставленных школой задач воспитания и соответствует одному из направлений воспитательной работы школы. 3 Инвариантными модулями здесь являются: «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление» и «Профориентация». Вариативными модулями здесь являются: «Ключевые общешкольные дела», «Детские общественные объединения», «Школьные медиа», «Организация предметно-эстетической среды», «Профилактика правонарушений и безопасность несовершеннолетних». . раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы», в котором показано, каким образом в школе осуществляется самоанализ организуемой в ней воспитательной работы. Здесь приводятся не результаты самоанализа, а лишь перечень основных его направлений, который может быть дополнен указанием на его критерии и способы его осуществления. К программе воспитания образовательной организации прилагается ежегодный календарный план воспитательной работы. Вместе с тем, Программа призвана обеспечить достижение обучающимся личностных результатов, определенные ФГОС: формировать у них основы российской идентичности; готовность к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности школы. 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МБОУ Новинская ООШ является основной общеобразовательной школой. Обучение ведётся с 1 по 9 класс по двум уровням образования: начальное общее образование и основное общее образование. В школе существует группа дошкольного образования, что обеспечивает преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. МБОУ Новинская ООШ (далее – Школа) - это сельская школа, удаленная от культурных и научных центров, спортивных школ и школ искусств. Здание школы сравнительно новое. Оно ведено в эксплуатацию в 1977 году. В школе учебные кабинеты просторные, имеется библиотека, компьютерный кабинет, столовая, спортивный зал, доступ в сети Интернет. Данные факторы не могут не вносить особенности в воспитательный процесс. Следствием этого являются и положительные стороны. В школе педагогический коллектив состоит из квалифицированных педагогических работников, имеется социальный педагог, педагог-психолог. Социокультурная среда поселка более консервативна и традиционна, чем в городе, сохраняется внутреннее духовное богатство, бережное отношение к Родине и природе. Сельская природная среда естественна и приближена к людям. Наш школьник воспринимает природу как естественную среду собственного обитания. Сельская школа, объединяя интеллигенцию, является не только образовательным, но и культурным центром села. Круг общения детей здесь не столь обширен, но само общение отличается детальным знанием окружающих людей. В таких условиях у детей значительно раньше формируется уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда, взаимопомощь. Многие педагоги школы родились в нашем поселке, учились в этой школе, теперь работают в ней. Знают личностные особенности, бытовые условия жизни друг друга, отношения в семьях, что способствуют установлению 4 доброжелательных и доверительных отношений между педагогами, школьниками и их родителями. В небольшом коллективе интенсивнее идет процесс установления межличностных контактов, существует реальная возможность проявить себя в общем деле. У нас все на виду, что при создании ситуации совместного поиска стимулирует активность учащихся и учителей. Нет резкой обособленности между классами, учащимися разного возраста. Таким образом, создавая условия для ребенка по выбору форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей, учитываем особенности сельской школы. В процессе воспитания обеспечено тесное сотрудничество с Сельским Домом культуры п. Новый, Отделом образования Администрации Весёловского района, КДН и ЗП, ПДН ОВД Веселовского района и другими общеобразовательными организациями. Принимаем участие в проектах, конкурсах и мероприятиях МБУДО Центр детского творчества, РДМОО «Созвездие планет», ДЮСШ п.Веселый, в проектах Российского движения школьников, в т.ч. в дистанционном формате. В школе функционирует отряд волонтеров «Надежда». Работает школьный музей Боевой и Трудовой славы. Описание особенностей воспитательного процесса Школы 1.1. Целевые установки Общая цель воспитания в МБОУ Новинская ООШ – личностное развитие школьников, проявляющееся в усвоении учащимися знаний основных норм и ценностных ориентиров, позитивном отношении к общественным ценностям, приобретении опыта поведения в условиях социально значимых позиций. Общешкольный коллектив учителей, учащихся и родителей решают следующие задачи воспитания и развития школьников: следование традициям коллективного планирования, организации, проведения и анализа общешкольных мероприятий, событий, проектов; организация активной работы классных сообществ в жизни школы; вовлечение школьников в кружки, секции, подростковые объединения; поддержка ученического самоуправления; расширение экскурсионной работы, спортивно-оздоровительной деятельности школьников; сотрудничество с родителями, семьями учащихся. Процесс воспитания в МБОУ Новинская ООШ основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников: - неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации; - ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов; - реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детсковзрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей; 5 системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как условия его эффективности. - 1) 2) 3) 4) 1.2. Школьные традиции Государственные праздники в Календарном плане воспитательной работы: «Международный день защиты детей», «День России», День защитника Отечества», «День Победы», «День народного единства», «День Конституции Российской Федерации», Ключевые общешкольные события: «Вахта памяти», «Смотр строя и песни», «Новогодние праздники», «Предметные недели», «Конкурс лучших чтецов». Социальные проекты: «Эколята», «Мусору – нет!», «Школьный двор», «Украсим школу к празднику», «Здоровый образ жизни». Детские объединения: «Классный коллектив», «ИСК», «Отряд ЮИД». 1.3. Работа с родителями Школа проводит большую работу с родителями по психолого-педагогическому просвещению в области семейного воспитания. Ежегодно проводится родительское собрание «Роль семьи в воспитании подростка» с привлечением социального педагога, педагога-психолога. В каждом классе действует родительский комитет, члены которого оказывают помощь классному руководителю в организационных вопросах, привлекаются к работе с асоциальными семьями. Работает общешкольный родительский комитет. Кроме родительских собраний в школе проводятся индивидуальные консультации для родителей. Развитие родительского движения идет по следующим направлениям: 1. Наставническая работа с асоциальными семьями, с семьями, которые находятся в трудных жизненных ситуациях 2. Общественно-полезный труд – «Трудовые десанты» по благоустройству школы. 1.4. Внеурочная деятельность школьников Направления внеурочной деятельности включают содержание краеведческой работы, спортивно-оздоровительной деятельности; обеспечивают формирование личной безопасности, удовлетворяют интересы учащихся к социальному проектированию, исследовательской работе с предметным содержанием. Основная форма организации подростковой деятельности – кружки, секции. Организация второй половины дня школьников направлена на развитие командной работы, формирование навыков сотрудничества, коммуникативных умений, проектной деятельности, исследовательской работы. 1.5. Школа носит статус «казачье ОУ». Поэтому воспитательный процесс базируется на формировании: представления о ценностях казачьей культуры, обычаях и культурно-исторических традициях казачества; нравственных норм, правил поведения и личностных качеств, значимых для казаков; готовности и способности к духовному развитию и нравственному совершенствованию на основе духовных отечественных традиций, ценностных идеалов и моральных норм казачьей культуры; ценностного отношения к России, своему народу, своему краю, русскому и родному языкам, отечественному культурно-историческому наследию, культуре и традициям 6 казачества; позитивного отношения к базовым национальным и казачьим ценностям; способности ко взаимодействию с взрослыми, сверстниками и младшими детьми в соответствии с нравственными нормами и правилами поведения казаков. 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Цель и задачи воспитания 2.1. Цель воспитания - создание благоприятных условий: для усвоения учащимися социально значимых норм и традиций гражданского общества и страны, сельского населения взрослых и детей, своих родителей и ровесников, учащихся Школы и своих одноклассников; для развития в детях эмоционально-нравственных отношений к общественным ценностям; для формирования опыта добрых дел и поступков, позитивного поведения в контексте общественных ценностей. 2.2. Целевые приоритеты в воспитании школьников: В воспитании детей подросткового возраста приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений: - к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; - к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; - к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; - к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; - к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; - к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; 7 - к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; - к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир; - к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; - к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. 2.3. Задачи воспитательной деятельности: 1. Реализовывать воспитательные возможности общешкольных мероприятий и событий, коллективных дел и социально значимых проектов 2. Реализовывать воспитательные ресурсы классного руководства, поддерживать активное участие классных коллективов в жизни Школы 3. Вовлекать школьников в кружки, секции и детские объединения, организованные во внеурочной деятельности и в системе дополнительного образования 4. Использовать воспитательные возможности общеобразовательных программ учебных предметов учебного плана Школы 5. Инициировать и поддерживать ученическое самоуправление 6. Организовывать познавательные экскурсии, экспедиции, походы и поездки по Ростовской области и городу Ростову-на-Дону 7. Развивать предметно-развивающую среду Школы для учащихся 8. Организовывать активную работу с семьями учащихся, их родителями или законными представителями с целью усиления воспитательных возможностей личностного развития школьников. 2.4. Педагогические ресурсы воспитательной работы Проектирование Календарного плана воспитательной деятельности на текущий учебный год Разработка Плана работы классного руководителя в 5-9 классах Подготовка сценариев и программ воспитательных мероприятий Планирование работы кружков, секций во внеурочной деятельности Реализация общеобразовательных и общеразвивающих программ дополнительного образования Организация деятельности детских объединений Подготовка детско-взрослых событий с привлечением родителей учащихся Разработка инвариантных и вариативных модулей воспитательной деятельности Создание познавательной интерактивной среды в начальной школе: диалоговые площадки, встречи и презентации, выставки, дискуссии, концерты. Развитие дизайн-ресурсов эстетического оформления помещений для урочной и внеурочной деятельности. Оборудование цифровых дидактических средств для информационнообразовательного пространства. Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь обучающихся и педагогических работников, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения обучающихся. 8 3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Виды деятельности, формы организации работы и содержание воспитания и развития школьников представлены в инвариантных и вариативных модулях МБОУ Новинской ООШ. Инвариантные модули: «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление» и «Профориентация». Вариативные модули: «Ключевые общешкольные дела», «Детские общественные объединения», «Школьные медиа», «Организация предметно-эстетической среды», «Профилактика правонарушений и безопасность несовершеннолетних». Структура инвариантного модуля включает: Направления содержательной работы Формы организации детской деятельности Виды мероприятий и событий. Структура вариативного модуля представлена через личностно-значимое содержание развития младших школьников и виды деятельности: Содержание деятельности Виды мероприятий и событий Инвариантные модули 3.1. Модуль «Классное руководство» Направления работы: 1) Формирование классного коллектива как малой социальной группы через коллективную и индивидуальную работу. 2) Обеспечение включенности учащихся в воспитательные мероприятия класса и школы на основе приоритетов Рабочей программы воспитания МБОУ Новинской ООШ. 3) Взаимодействие с родителями учащихся с учетом изучения индивидуальных особенностей школьника. 4) Привлечение к работе с классом педагога-психолога, педагога-библиотекаря, педагогов дополнительного образования для решения вопросов самореализации учащихся. Формы организации деятельности: Классные часы Коллективные мероприятия на уровне класса по плану работы классного руководителя Общешкольные традиционные мероприятия по Календарному плану воспитательной работы МБОУ Новинской ООШ Ученическое самоуправление Мониторинговые исследования личностных результатов школьников Индивидуальная работа с учащимися и родителями Родительские собрания Сотрудничество с коллегами для решения вопросов воспитания и социализации учащихся. Виды мероприятий и событий: 9 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 1. 2. 3. Работа с классом Составление карты интересов учащихся и увлечений Анализ занятости учащихся во внеурочной деятельности и в системе дополнительного образования Мониторинговые исследования личностного развития учащихся (уровень мотивации, тревожности, степень социализации и др.) Классные часы организационно-содержательного значения Дискуссионные площадки коллективного обсуждения актуальных проблем подросткового возраста Традиционные школьные мероприятия – Календарный план воспитательной работы для 5-9 классов Мероприятия класса: праздники, встречи, экскурсии, совместный досуг, социально значимые проекты, акции. Организация самоуправления: выбор командиров, создание групп учащихся по разным направлениям работы, назначение ответственных за определенные функции в коллективе, определение регламентов планирования, отчетности и анализа состояния дел в классном коллективе. Сетевое взаимодействие с музеями, библиотеками, Центром детского творчества Весёловского района для проведения совместных мероприятий. Индивидуальная работа с учащимися Анализ личностного развития учащихся в сотрудничестве с педагогомпсихологом. Поддержка индивидуальных достижений учащихся в урочной и внеурочной деятельности и в разных сферах самореализации учащихся: публичная оценка, моральное стимулирование, презентационная площадка, выставка, информационный стенд. Тренинги, релаксационные упражнения, занятия с педагогом-психологом в работе с детьми с ОВЗ, подростками «группы риска», детьми, попавшими в сложные ситуации. Поддержка особо мотивированных учащихся в конкурсах, олимпиадах школы, города, сети Интернет. Работа с родителями Родительские собрания. Выбор родительского комитета и организация его работы. Опрос и анкетирование родителей в рамках независимой оценки качества образования (НОКО). Анализ активности родителей в мероприятиях класса и школы. Родительская группа в социальных сетях, оперативная связь с родителями в режиме офлайн и онлайн. Работа с информацией официального сайта Школы. Подготовка Плана воспитательной работы в классе. Работа с педагогами школы Мониторинговые исследования личностного развития учащихся (педагогпсихолог) Общешкольные мероприятия: предметные недели, олимпиады, конференции Художественное творчество, прикладное искусство, музыкальные способности, спортивные достижения и физическое развитие – сотрудничество с учителямипредметниками и педагогами дополнительного образования в рамках родительских собраний, индивидуальных достижений учащихся, малых педсоветов, методических объединений. 10 3.2. Модуль «Школьный урок» Направления работы: 1) Подготовка уроков по всем учебным предметам с учетом воспитательного потенциала темы урока, содержательных компонентов, мотивации учащихся, психологопедагогической поддержки (формирующая оценка, комфортная атмосфера взаимоотношений, разноуровневый подход, адресная помощь). 2) Организация сотрудничества на уроке «ученик-ученик», «учитель-ученик», «групповая работа». 3) Отбор учебных текстов проблемно-нравственного характера, гражданскопатриотического направления, эмоционально-чувственного восприятия. 4) Применение технологий проблемно-дискуссионного обучения, поисковоисследовательского и информационно-познавательного метода. 5) Проведение уроков на открытых площадках библиотек, в школьном музее. 6) Организация на уроке взаимооценки, взаимопомощи, наставничества. Формы организации деятельности: Учебные занятия урочной деятельности по всем учебным предметам в форме дискуссий, проектов, исследований Воспитательный потенциал патриотического и духовно-нравственного направления на уроках истории, обществознания, русского языка, литературы, музыки, ИЗО, физической культуры, ОДНКНР. Художественно-эстетическое направление изобразительного искусства, технологии. на уроках литературы, музыки, Физическое воспитание и культура здорового образа жизни на уроках физической культуры и ОБЖ. Уроки социального проектирования, мировоззренческого направления, этического характера в рамках учебных предметов обществознания, истории, физики, биологии, математики, ОДНКНР. Уроки математики – потенциал формирования доверия и уважения к теориям и научным смыслам математического обоснования явлений окружающего мира. Уроки русского языка – потенциал культурного языкового развития, воспитания уважения к главному национальному и многонациональному признаку – языку народа. 1. 2. 3. 4. 5. Виды мероприятий и событий: Формы сотрудничества на уроке в группе, в команде, в парах. Система оценки количественная и качественная, оперативная обратная связь, положительная динамика индивидуальных достижений Критериальная оценка проверочных работ как продукт совместной деятельности учителя и учащихся Отбор текстов, учебных заданий с образцами героических поступков, проявления человеколюбия, сострадания, достоинства и чести. Дискуссии, вопросы, презентации, реальные сюжеты с постановкой нравственных 11 проблем Деловые игры, кейс-ситуации, сценические постановки на уроках познавательной 6. активности, диалогового характера, смыслового рассуждения Метод исследования на уроках естественнонаучного направления, социального 7. проектирования в рамках предметов общественно-научной области. Уроки-экскурсии, библиотечные и музейные уроки, практикумы с реальными 8. предметами природы, ролевые игры, урок-путешествие. Интерактив уроков как ресурс познавательной активности, мотивации поиска 9. информации и ее интерпретации. 10. Уроки мужества, уроки милосердия, уроки добра, уроки знаний, уроки мира как ресурс эмоционально-нравственного воспитания. 11. Интеграция предметного содержания в целях усиления воспитательного значения исторических событий, художественных и музыкальных произведений. 12. Всероссийские открытые уроки «ОБЖ»: подготовка учащихся к действиям в условиях различного рода чрезвычайных ситуаций – по плану воспитательной работы в соответствии с Общероссийским Календарем событий на учебный год 3.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности» Направления работы: 1) Организация кружковой работы по разным направлениям деятельности учащихся. 2) Разработка рабочих программ курсов внеурочной деятельности как компонента Содержательного раздела ООП основного общего образования. 3) Развитие разных направлений детской деятельности на основе интересов учащихся, самостоятельного выбора, инициативы в определении творческих дел. 4) Разработка Плана внеурочной деятельности и расписания кружковой работы. Формы организации деятельности: Курсы внеурочной деятельности в форме кружков, секций с определением объема часов, продолжительности и регламентов режима проведения в соответствии с расписанием. Проекты социального, патриотического и экологического направления, которые входят в Календарный план воспитательной работы Школы. Детские объединения, команды, группы, организованные для движения, спортивных соревнований, конкурсов, фестивалей. олимпиадного 12 Направления развития личности учащихся Спортивноеоздоровительное Наименование программы курса внеурочной деятельности и дополнительного образования «Спортивные игры» Общеинтеллектуальное «Занимательная биология» Общекультурное «Физика в задачах и экспериментах» «Чудеса химии» «Юный эколог» Социальное Финансовая грамотность «Формирование культуры здорового питания» «ЮИД» (доп.образование) Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных обучающими её видов: Спортивно-оздоровительное направление Создание условий, обеспечивающих становление физически здоровой личности школьника на основе развития его индивидуальности Цель Задачи 1. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни. 2. Формирование негативного отношения к вредным привычкам. 3. Повышение активности обучающихся в делах класса, формирующих умение и потребность вести здоровый образ жизни. Ожидаемые результаты Улучшение показателей физического здоровья. Овладение культурой здоровья. Формирование негативного отношения к вредным привычкам. Умение вести здоровый образ жизни. Социальное направление Цель Создание условий, обеспечивающих социальную активность школьника на основе развития его индивидуальности Задачи Расширение знаний о человеке (человек - часть социума, человек вобщении с другими людьми, терпимое отношение к людям). Организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся. 13 Формирование потребности активно участвовать в социальной жизни класса, школы, поселка, страны. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, родителями, сверстниками, старшими и младшими детьми в решении общих проблем. Формирование и развитие представлений у обучающихся о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей Ожидаемые Активное участие школьников в социальной жизни класса, школы, поселка, результаты страны. Развитие навыков сотрудничества с педагогами, родителями, сверстниками, старшими и младшими детьми в решении общих проблем. Формирование и развитие чувства толерантности к одноклассникам.Повышение уровня социальной комфортности в коллективе. Общеителлектуальное направление Цель Создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности Задачи Формирование представления о самопознании и его месте в самовоспитывающей деятельности. Развитие позитивного отношения к общеинтеллектуальным видам деятельности, способствующим постоянному саморазвитию. Повышение активности обучающихся в интеллектуально-творческихпроектах, конкурсах, викторинах, олимпиадах, интеллектуальных играх и т.п. Организация занятости обучающихся в свободное от учёбы время. Интерес обучающихся в разносторонней интеллектуальной деятельности. Повышение мотивации к участию в викторинах, познавательных играх, предметных неделях, олимпиадах, внешкольных интеллектуально-творческих проектах. Использование кейс-метода (портфолио) для демонстрации достижений школьников в интеллектуально-творческих проектах. Ожидаемые результаты Духовно-нравственное направление Цель Создание условий, обеспечивающих духовно-нравственное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности Задачи Формирование представления о духовных и нравственных ценностях. Развитие потребности соблюдать «золотые правила» взаимоотношений в семье и обществе. Развитие интереса школьников к духовно-нравственным ценностям народа. Ожидаемые результаты Повышение уровня духовно-нравственной культуры школьников. Развитие потребности жить по законам добра и милосердия, уважать общечеловеческие ценности. Общекультурное направление Цель Создание условий, обеспечивающих общекультурное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности 14 Задачи Формирование представления о культуре личности. Расширение знаний о культурных ценностях народов мира. Развитие потребности соблюдать «золотые правила» взаимоотношений с окружающими. Ожидаемые результаты Повышение уровня общей культуры школьников. Развитие потребности соблюдать «золотые правила» этикета, повышать уровень своей культуры, расширять свои знания о культурных ценностях народов мира. Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности МБОУ Новинская ООШ происходит в рамках следующих выбранных обучающими видов деятельности: Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие. Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей. Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых. Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленные на развитие творческих способностей школьников, воспитания у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду. Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде. 15 3.4. Модуль «Работа с родителями» Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Направления работы: 1) Организация классного родительского сообщества в офлайн и онлайн режимах. 2) Выбор родительского комитета в классе и родительского актива на основе Положения о родительском комитете МБОУ Новинская ООШ. 3) Планирование работы с учащимися на текущий учебный год с привлечением родителей. 4) Ведение информационных стендов просвещенческого характера на сайте Школы. 5) Организация совместной деятельности детско-взрослого характера в области гражданско-правового воспитания, спортивно-массовой оздоровительной работы, экологического движения, общественно-полезного труда. 6) Введение активных форм родительского взаимодействия со школой (воспитательная работа, общественный контроль, открытые уроки). 7) Мониторинговые исследования родительской общественности семейного воспитания, уровня удовлетворенности работой школы. по проблемам 8) Ведение консультационной линии по индивидуальным запросам родителей. 9) Создание мотивационной среды совместной деятельности школы, учителя с родителями посредством морального поощрения родителей и трансляции примеров положительного опыта семейного воспитания, активной работы родителей. 10) Организация адресной поддержки семей, нуждающихся в разрешении проблем воспитания школьников, на основе координации специалистов: учителя, педагогапсихолога, педагога-библиотекаря, заместителя директора. Формы организации деятельности: Проведение родительских собраний на уровне школы и класса в очном режиме и в дистанционном формате на площадках ZOOM, Skype. Оперативное взаимодействие с родителями в группе социальных сетей. Работа родительских комитетов, команд как органов общественного управления Школой. Материалы официального сайта Школы для родителей информационного и просвещенческого характера: памятки по обеспечению безопасности детей, организации питания, школьные правила для учащихся, советы психолога, библиотекаря. Активные мероприятия, события, проекты в классе и школе. 16 Индивидуальные и групповые консультации психолога, учителя, директора и заместителя директора. Опрос, анкетирование в рамках мониторинга результатов взаимодействия Школы с родителями. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Виды мероприятий и событий: Торжественные школьные линейки Праздники общероссийские: концерты, конкурсы, соревнования Правовые десанты по безопасности жизни и здоровья школьников. Тематические родительские собрания школьные и классные Заседания родительского комитета классного и школьного уровня Родительский всеобуч, индивидуальные консультации для родителей Мероприятия детско-взрослого сообщества: «Веселые старты», школьный двор/посёлок», экскурсии, поездки, походы. «Чистый 3.5. Модуль «Самоуправление» Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Направления работы: 1) Организация работы в классе по делегированию отдельных полномочий учащимся, определение поручений кратковременных. 2) Создание временных групп и команд учащихся для выполнения работы по классу или по школе. 3) Подготовка структуры органов самоуправления в классе. 4) Проведение организационных мероприятий для формирования исполнителей с чередованием данных поручений, обязанностей. лидеров и Формы организации деятельности: Выборы командиров отрядов. Проведение линеек, организационных собраний, дискуссий. Составление правил командной работы и выполнения поручений. Подготовка коллективного планирования работы класса на четверть, на год, разработка сценариев мероприятий. 1. 2. 3. Виды мероприятий и событий: Классные часы по организационным вопросам классного коллектива. Коллективные дела и распределение поручений: экскурсия, посещение театра и кино, уборка школьного двора, подготовка праздников. Классное собрание учащихся и родителей «Мои обязанности» 17 4. 5. Выборы командиров, организация штабов, команд по интересам. Трудовые десанты, социально значимые акции как коллективные дела Структура ученического самоуправления: Совет обучающихся школы Президент ДО Отдел спорта Отдел знаний Отдел культуры Отдел информации Отдел труда и экологии Лидер класса (староста) Совет класса сектор спорта сектор знаний сектор культуры сектор информации сектор труда и экологии Ученик 3.6. Модуль «Профориентация» Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «Профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через: • циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; 18 • экскурсии на предприятия (включая онлайн), дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии; • посещение профориентационных ярмарок профессий, тематических профориентационных экскурсий, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях; • совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования; • участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер классах, просмотр Всероссийских открытых уроков на портале ПроеКТОриЯ; • индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии; • освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов внеурочной деятельности. Вариативные модули Модуль 3.7. Модуль «Ключевые общешкольные дела» Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Направления работы: 1) Организация долгосрочных проектов с включением социальной среды и всех участников образовательных отношений. 2) Проведение цикла традиционных мероприятий с учащимися Школы, связанных с общественно значимыми событиями п Весёлый, страны. 3) Участие в значительных событиях всероссийского уровня и международного значения. 4) Участие в организованных детских движениях спортивного, экологического, патриотического направления. 5) Проведение коллективных творческих дел в рамках важных событий для Школы и общешкольных праздников с торжественными ритуалами и символами, церемониями награждения, поощрения учащихся, родителей, учителей. Формы организации деятельности: 19 Торжественные праздники, связанные с государственными датами общенародных событий историко-культурного значения: линейки, концерты, митинги, беседы, презентации, конференции. Социальные проекты благотворительного, экологического, гражданского направления. Трудовые десанты, тимуровское движение. Детские праздничные утренники, спортивные соревнования и конкурсы. Общешкольные линейки в честь событий, связанных с началом и окончанием учебного года, поздравлений с достижениями и победами учащихся. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Виды мероприятий и событий: Торжественные линейки «Первый звонок» и «Последний звонок» для учащихся средних классов Акции «Бессмертный полк», «Вахта памяти», «Георгиевская ленточка», «Посылка солдату», «День неизвестного солдата», «День героев Отечества» Предметные недели, «День Знаний», «День учителя», «Дни здоровья» Конкурсы рисунков, чтецов в рамках тематических праздников - «День матери», «Масленица», «Покров Пресвятой Богородицы» Творческий отчет-конференция «Наши достижения за год» Социально значимые проекты «Подари ребенку счастье в Новый год», «Здоровое питание», «Всемирный день памяти жертв ДТП», «Эколята - молодые защитники природы» Праздничные концерты, конкурсные программы: «Золотая осень», «Новый год», «День защитника Отечества», «Международный женский день», «День Победы» 3.8. Модуль «Детские общественные объединения» Содержание деятельности Действующее на базе школы детское общественное объединение «ИСК»– это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе обучающихся и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Детское общественное объединение «ИСК» является массовым и добровольным объединением обучающихся. Создано с целью развития и реализации разносторонних способностей детей. Символ организации: Зеленое дерево – символ жизни, детские лица. ИСК – ищем свои корни Делится на три возрастные группы: 20 1-4 классы • "Почемучки" 5-7 классы 8-9 классы • "Умники и умницы" • "Всезнайки" Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через: -утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.), дающих обучающемуся возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения; -организацию общественно полезных дел, дающих обучающимся возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. Такими делами могут являться: посильная помощь, оказываемая обучающимися пожилым людям; совместная работа с учреждениями социальной сферы (проведение культурнопросветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве территории данных учреждений и т.п.); участие обучающихся в работе на прилегающей к школе территории (работа в школьном саду, уход за деревьями и кустарниками, благоустройство клумб) и другие; -клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел в школе, празднования знаменательных для членов объединения событий; -рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.); -поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у обучающегося чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и поддержки интернет-странички детского объединения в социальных сетях, организации деятельности пресс-центра детского объединения, проведения традиционных огоньков – формы коллективного анализа проводимых детским объединением дел); -участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это может быть как участием обучающихся в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью обучающихся. 21 3.9. Модуль «Школьные медиа» Содержание деятельности Цель школьных медиа – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности: - разновозрастный редакционный совет подростков и консультирующих их взрослых, целью которого является освещение через школьную газету “Локатор» наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления; - школьный медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей, конкурсов, вечеров; создание публикаций, видеороликов о событиях казачьего направления; - школьная интернет-группа - разновозрастное сообщество школьников и педагогов, поддерживающее интернет-сайт школы и соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения деятельности образовательной организации в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к школе, информационного продвижения ценностей школы и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для школы вопросы; - участие школьников в региональных или всероссийских конкурсах школьных медиа. 3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» Содержание деятельности Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как: • оформление интерьера школьных помещений и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия; • размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; • озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, оборудование во дворе школы игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха; • благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и 22 творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми; • событийное оформление пространства при проведении конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний и т.п.); • акцентирование внимания школьников посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах. 3.11. Профилактика правонарушений и безопасность несовершеннолетних Содержание деятельности Школьный Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений проводит работу по предотвращению нарушений норм поведения учащимися в школе и за ее пределами. В основе профилактической работы – формирование классного коллектива младших школьников. Беседы о правах и обязанностях учащихся, ответственность за проступки, вопросы школьной дисциплины, взаимоуважения реализуются классными руководителями, психологом, учителями. В работу по обеспечению безопасного поведения в школе, дома, в общественных местах включаются родители учащихся. Регулярно проводятся инструктажи, размещаются памятки о противопожарной безопасности, о соблюдении правил дорожного движения, об угрозах терроризма. В каникулярные периоды обсуждаются правила поведения на воде, на льду, соблюдение требований к езде на велосипеде, роликах, самокате. Здоровое питание, проблемы коронавирусной инфекции, активный образ жизни, режим труда и отдыха, компьютерные игры, обращение с мобильными устройствами – эти темы обсуждаются в профилактическом формате в виде беседы, анализа реальной ситуации, деловой игры, тренинга, инструктажа. Виды мероприятий и событий: 1. Познавательные викторины по ПДД, о здоровом образе жизни «Азбука здоровья», «Всероссийский Интернет-урок» 2. Беседы, конкурсы, игровые программы, профилактические программы, классные часы. Встречи с интересными людьми: фельдшером, инспектором ОПДН, педагогом-психологом, социальным педагогом, уполномоченным по правам ребенка. 3. Информационные стенды для ознакомления учащихся и родителей с правилами, нормами, требованиями безопасного поведения. 4. Работа Совета профилактики правонарушений. Организация правовой и социальной помощи школьных специалистов по запросам родителей и учащихся. 5. Сбор информации о детях и семьях, стоящих на различных видах профилактического учета, формирование банка данных. Обследование материально-бытовых условий обучающихся из многодетных семей, «группы риска». 6. Вручение буклетов, памяток для детей и родителей по профилактике правонарушений 7. Акции, Месячники и Дни активной профилактики: «День открытых дверей», «День здоровья», «Единый день профилактики» 23 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Самоанализ организуемой в МБОУ Новинской ООШ воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой школы с привлечением (при необходимости и по решению администрации школы) внешних экспертов. В качестве школьных экспертов могут привлекаться учителя-предметники и классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются: - принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс; - принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами; - принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности; - принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей. Основные направлениям анализа организуемого в школе воспитательного процесса: 1. Годовой отчет заместителя директора о выполнении Календарного плана воспитательной работы на основе инвариантных и вариативных модулей. Отчет строится на концентрации реализации каждого модуля школьной воспитательной системы: Наименование модуля Главные события данного направления Уровень активности участников Итоговое обобщение через отзывы участников, выводы классных руководителей. 2. Решения методического объединения классных руководителей: Динамика личностного развития учащихся на основе педагогического наблюдения Отбор результативных воспитательных мероприятий и событий Аналитические выводы о концентрации воспитательной работы на модулях Формулирование проблем в школьной системе воспитания младших школьников 24 3. Анализ мониторинговых исследований личностных результатов учащихся Личностные результаты – требования ФГОС Методики Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции Диагностика личностного роста Диагностический тест «Способности школьника» «Диагностика ценностных ориентаций школьников» Тест «Ваша мотивация к успеху» Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества Формирование коммуникативной компетентности в общении и «Изучение сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего потребности в возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно общении» полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов «Оценка уровня деятельности общительности» Положительная динамика уровня воспитанности и образовательных результатов учащихся анализируется также на основании независимых оценочных процедур (стабильные результаты ОГЭ, высокий уровень мотивации учащихся к участию в научно-практических конференциях, многопрофильных олимпиадах, творческих конкурсах, спортивных соревнованиях, волонтерской деятельности, низкий процент заболеваемости и пропусков занятий. Отсутствие случаев преступлений среди несовершеннолетних, низкий процент травматизма) 4. Корректировка Рабочей программы воспитания МБОУ Новинской ООШ и Календарного плана воспитательной работы на уровне основного общего образования на основе анализа воспитательной работы, решений методического объединения классных руководителей и результатов педагогического наблюдения и мониторинговых исследований оценки личностного роста школьников 25 Приложение КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД 5-9 КЛАССЫ (уровень основного общего образования) Ключевые общешкольные дела Ориентирово чное Ответственные время проведения сентябрь Заместитель директора по ВР, руководитель детского движения, классные руководители, отряда ЮИД, учитель ОБЖ Дела Классы Мероприятия месячника безопасности и гражданской защиты детей (по профилактике ДДТТ, пожарной безопасности, экстремизма, терроризма, разработка схемымаршрта «Дом-школа-дом», учебнотренировочная эвакуация учащихся из здания) Торжественная линейка «День знаний» 5-9 5-9 1 сентября Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок подготовки детей к действиям в условиях различного рода чрезвычайных ситуаций) Общешкольная линейка «Вечная памят ь тебе, Беслан!» Осенний День Здоровья 5-9 1 сентября 5-9 3 сентября 5-9 сентябрь Неделя безопасности дорожного движения Мероприятия месячника правового воспитания и профилактики правонарушений. Единый день профилактики правонарушений и деструктивного поведения (правовые, профилактические игры, беседы и т.п.) Всероссийский открытый урок «ОБЖ ( приуроченный ко Дню гражданской об ороны РФ) День учителя в школе: акция по поздравлению учителей, День самоуправления, концертная программа, выставка рисунков «Мой любимый учитель» 5-9 сентябрь 5-9 октябрь 5-9 04.10 5-9 октябрь Заместитель директора по ВР, кл. руководитель 9 кл. Учитель ОБЖ Зам.директора по ВР, классные руководители Учитель физкультуры, классные руководители Зам.директора по ВР, классные руководители Заместитель директора по ВР, руководитель детского движения, классные руководители, уполномоченный по правам ребенка Учитель ОБЖ Заместитель директора по ВР, кл.руководитель 9 кл. учитель ИЗО 26 Внеклассное мероприятие «Покров Пресвятой Богородицы» 5-9 первая неделя октября последняя неделя октября Заместитель директора по ВР, учитель ОДНКНР и истории «Золотая осень»: Фотоконкурс. Праздник «Краски осени». Конкурс поделок из природного и бросового материала. Мероприятия месячника взаимодействия семьи и школы: выставка рисунков, фотографий, акции по поздравлению мам с Днем матери, беседы, общешкольное родительское собрание «Согласие, единство, вера» - День народного единства 5-9 5-9 ноябрь Заместитель директора по ВР, руководитель детского движения, классные руководители 5-9 первая неделя ноября ноябрь Классные руководители Фестиваль толерантности: «Вместе дружная семья» 5-9 Праздничный концерт, посвященный Дню матери «Моя мама лучшая на свете» Акция "Мы против СПИДа", посвященная Всемирному дню борьбы со СПИДом Неделя Воинской Славы. «Подвиг твой бессмертен», «Герои России моей» День правовой защиты детей. Единый урок «Права человека» (10 декабря) Анкетирование учащихся на случай нарушения их прав и свобод в школе и семье. День Конституции РФ. «Мы - граждане России» - час информации (12 декабря) Мероприятия месячника эстетического воспитания в школе. Новый год в школе: украшение кабинетов, оформление окон, конкурс рисунков, поделок, утренник. Час истории, посвященный Дню освобождения посёлка Весёлый от немецко-фашистских захватчиков (27 января) 5-9 Классные руководители, руководитель детского движения Классные руководители, соц.педагог, руководитель детского движения Заместитель директора по ВР, классные руководители 5-9 последняя неделя ноября 1 декабря 5-9 декабрь 5-9 декабрь Учитель обществознания, Уполномоченный по правам ребенка, соц.педагог 5-9 декабрь 5-9 декабрь Учитель обществознания, классные руководители Заместитель директора по ВР, руководитель детского движения, классные руководители 5-9 январь Конкурсная программа «Татьянин день» 5-9 25 января Познавательный час «Береги здоровье смолоду» Час памяти «Блокада Ленинграда», День памяти жертв Холокоста (27 января) 5-9 январь Заместитель директора по ВР, руководитель детского движения, учитель Классные руководители 5-9 январь Классные руководители Педагог-психолог, соц.педагог, руководитель детского движения Классные руководители 5-9 Классные руководители 27 Мероприятия месячника военнопатриотического воспитания: «Веселые старты», конкурс рисунков и плакатов по поздравлению пап и дедушек, мальчиков. Вечер встречи выпускников 5-9 февраль Акция «Письмо солдату» 5-9 первая суббота февраля февраль Урок мужества, посвященный Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества (15 февраля) «Родной язык, как ты прекрасен», внеклассное мероприятие, посвященное международному дню родного языка (21 февраля) Конкурсно-игровая программа «А нука, парни» Участие в районном Смотре-конкурсе «Служу Отечеству» Участие в детском экологическом форуме «Зелёная планета» Мероприятия месячника нравственного воспитания «Спешите делать добрые дела». Весенняя неделя добра 5-9 февраль Учителя русского языка и литературы Учитель истории 5-9 февраль Учитель родного языка 5-9 февраль 6-9 февраль Заместитель директора по ВР, учитель физкультуры Леонова О.В. 5-9 февраль классные руководители 5-9 март Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный к празднованию Всемирного дня гражданской обороны) День православной книги 5-9 1 марта Информационный час «Наркотикамнет. Наркотикам-стоп», посвященный Международному дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом (1 марта) 8 Марта в школе: конкурс рисунков, акция по поздравлению мам, бабушек, девочек. Конкурсно-игровая программа «Вперед, девчонки!» Внеклассное мероприятие «Казачьи посиделки», посвященные масленичной недели Внеклассное мероприятие: «Мы вместе! Крым и Россия» Мероприятия месячника природоохранной деятельности 5-9 март 5-9 март Зам.директора по ВР, классные руководители 5-9 март Заместитель директора по ВР, учитель ОДНКНР и истории 5-9 март Классные руководители 5-9 апрель Всемирный день здоровья «Здоровье 5-9 апрель март Заместитель директора по ВР, руководитель детского движения, учитель физкультуры, ИЗО классные руководители Зам.директора по ВР, кл.рук.8-9 кл. Заместитель директора по ВР, руководитель детского движения, классные руководители Учитель ОБЖ Учитель ОДНКНР, библиотекарь соц.педагог, педагог-психолог Заместитель директора по ВР, руководитель детского движения, классные руководители Учитель физической 28 — высшая национальная ценность» культуры, классные руководители Классные руководители, День космонавтики. Гагаринский урок «Космос-это мы» (12 апреля) 5-9 апрель Конкурс рисунков Экологический субботник «Спасем природу сообща» Экологическая акция «Чистый берег/посёлок» Международный день памятников и исторических мест. Онлайн — путешествие «Ростовская областьсвятыня донская» Весенний день древонасаждений. Всемирный день Земли (22 апреля) Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (день пожарной охраны) Конкурс «Безопасное колесо» День Победы: акции «Бессмертный полк», «С праздником, ветеран!», акция «Окна Победы» Праздничный концерт, посвященный Дню Победы «Нет, не ушла война в преданье» Международный день семьи «Листая страницы семейного альбома» (15 мая) Мероприятия месячника ЗОЖ «Здоровое поколение». Весенний День здоровья. Акция «Мы за ЗОЖ». Туристические походы «выходного дня». День славянской письменности и культуры Торжественная линейка «Последний звонок» Выпускной вечер в школе 5-7 5-9 апрель 5-9 апрель 5-9 апрель 5-9 апрель 5-9 апрель 5-7 5-9 апрель май Руководитель отряда ЮИД Заместитель директора по ВР, классные руководители 5-9 май Заместитель директора по ВР, классные руководители 5-9 май Классные руководители 5-9 май 5-9 24.05 Заместитель директора по ВР, руководитель детского движения, классные руководители, учитель физкультуры Классные руководители 5-9 25.05 9 июнь учиель ИЗО Зам.директора по ВР, классные руководители Заместитель директора по ВР, учитель биологии, кл. рук. Классные руководители Заместитель директора по ВР, классные руководители Учитель ОБЖ Заместитель директора по ВР, классный руководитель 9 кл. Заместитель директора по ВР, классный руководитель 9 кл. Курсы внеурочной деятельности (согласно учебному плану внеурочной деятельности и дополнительного образования) Направления развития личности учащихся Спортивноеоздоровительное Наименование программы курса внеурочной деятельности «Спортивные игры» 5-7 классы 8-9 классы 3 ч. 3 ч. 29 Общеинтеллектуальное «Занимательная биология» 1 ч. 1 ч. Общекультурное «Физика в задачах и экспериментах» «Чудеса химии» «Юный эколог» 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. Социальное Финансовая грамотность 1 ч. «Формирование культуры здорового питания» «ЮИД» (доп.образование) 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. Самоуправление Дела, события, мероприятия Классы Выборы лидеров, активов классов, распределение обязанностей. Общешкольное выборное собрание учащихся: выдвижение кандидатур от классов в Совет обучающихся школы, голосование и т.п. Работа в соответствии с обязанностями Конкурс «Лучший ученический класс» «Колесо истории: Местное самоуправление» 5-9 Ориентировочное время проведения сентябрь 5-9 сентябрь 5-9 В течение года Классные руководители 5-9 В течение года Классные руководители 5-9 апрель Отчет перед классом о проведенной работе 5-9 май Ответственные Классные руководители Заместитель директора по ВР, руководитель детского движения Зам.директора по ВР, учитель истории и обществознания Классные руководители Профориентация Дела, события, мероприятия «Урок занятости» Месячник профориентации в школе: - конкурс рисунков «Профессии моих родителей», просмотр 9 Ориентировочное время проведения октябрь 5-9 ноябрь Классы Ответственные Зам.директора по ВР, классные руководители Классные руководители, руководитель детского движения 30 презентаций, викторина «Все профессии важны – выбирай на вкус!», беседы, диагностика Тест-прогноз «Узнай свою сферу деятельности» Литературно-творческое занятие «Любимые книги, читая, профессии мы выбираем» Информационный навигатор «Формула успеха: хочу, могу, надо» Профориентационная декада «Сделай свой выбор» 7-9 декабрь педагог-психолог 5-9 январь классные руководители 7-9 февраль классные руководители 8-9 март Классные руководители Детские общественные объединения Дела, события, мероприятия Классы Ориентировочное время проведения Социально-благотворительная акция «День добрых дел», посвященная международному дню 5-9 сентябрь Трудовая акция «Школьный двор» 5-9 октябрь Мероприятие, посвящённого Дню волонтёра «Добротой измерь себя…» Акция «Дарите книги с любовью» 5-9 декабрь 5-9 февраль Акция «Посылка солдату» 5-9 февраль Весенняя Неделя Добра (ряд мероприятий, осуществляемых каждым классом: «Чистый поселок - чистая планета», «Памяти павших», «Посади дерево», «Подарок младшему другу», «Помощь пожилому односельчанину», «Здоровая перемена» и др.) Благотворительная ярмаркапродажа 5-9 апрель 5-9 в течение года Участие в проектах и акциях РДШ 5-9 в течение года День древонасаждения 5-9 по плану Ответственные Руководитель детского движения, классные руководители благотворительности (5 сентября) Руководитель детского движения, классные руководители Руководитель детского движения, классные руководители Руководитель детского движения, классные руководители Руководитель детского движения, классные руководители Руководитель детского движения, классные руководители Руководитель детского движения, классные руководители Руководитель детского движения, классные руководители Руководитель детского движения, классные 31 руководители Школьные медиа Дела, события, мероприятия Освещение в СМИ и школьных мероприятий Классы сайт Выпуск статей на страницах школьной газеты «Радуга» Видео-, фотосъемка классных мероприятий. Ориентировочное время проведения В течение года Ответственные 5-9 В течение года Зам.директора по ВР, ответственный за школьный сайт Классные руководители 5-9 В течение года Классные руководители Организация предметно-эстетической среды Выставки рисунков, фотографий творческих работ, посвященных событиям и памятным датам Оформление классных уголков 5-9 Ориентировочное время проведения в течение года 5-9 в течение года Классные руководители Трудовые десанты по уборке территории школы Трудовой десант по озеленению школьных клумб Праздничное украшение кабинетов, окон кабинета 5-9 в течение года Классные руководители 5-9 сентябрь, апрель 5-9 в течение года Дела, события, мероприятия Классы Ответственные Руководитель детского движения Учитель технологии Классные руководители Работа с родителями Дела, события, мероприятия Участие родителей в проведении общешкольных, классных мероприятий: «Чистый берег», «Бумажный бум», «День добрых дел», «Бессмертный полк», новогодний утренник, «Мама, папа, я – отличная семья!», классные «огоньки» и др. Общешкольное родительское собрание Педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, родительские 5-9 Ориентировочное время проведения В течение года 5-9 Октябрь, март Администрация 5-9 1 раз/четверть Классные руководители Классы Ответственные Заместитель директора по ВР, руководитель детского движения, классные руководители 32 собрания Информационное оповещение через школьный сайт Индивидуальные консультации Совместные с детьми походы, экскурсии. Работа Совета профилактики с неблагополучными семьями по вопросам воспитания, обучения детей 5-9 В течение года 5-9 5-9 В течение года По плану классных руководителей По плану Совета профилактики 5-9 Ответственный за школьный сайт Классные руководители Классные руководители Председатель Совета, соц. педагог Классное руководство (согласно индивидуальным планам работы классных руководителей) Школьный урок (согласно индивидуальным планам работы учителей-предметников) 33