Учебный план НОО для учеников с ЗПР по варианту ФАОП 7 (2)

Пояснительная записка
1. Основные положения.
Учебный план начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО
обучающихся с ЗПР сформирован в МБОУ Новинской ООШ, реализующей
АООП НОО ЗПР (вариант 7.2) в соответствии с:
Законы:
-Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
- Федеральный Закон от 24 сентября 2022 г № 371-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
Программы:
- Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего
образования (утверждена приказом Министерства Просвещения Российской Федерации
от 24.11.2022 N 1023)
Постановления:
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20 « Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи»;
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Постановление Правительства Ростовской области от 15.11.2012 г. № 1018 «Об
утверждении концепции духовно-нравственного и патриотического воспитания
обучающихся в образовательных учреждениях Ростовской области с кадетским и
казачьим компонентом».
Приказы:
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 24.11.2022№ 1023 «Об
утверждении Федеральной адаптированной образовательной программы начального
общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014
г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ОВЗ»
- Приказ Минпросвещения России от 21 сентября 2022 г. № 858 «Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников» (зарегистрирован в Минюсте России 1 ноября
2022 г. № 70799).
- Приказ Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня
организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования»;
1.1.

- Приказ Минпросвещения России от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении федерального
перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования»
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.08.2022 № 69822);
- Приказ Минпросвещения России от 18 декабря 2019 года № 695 «Об утверждении
Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования»;
- Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения
РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254
«Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность».
Письма:
- Письмо Минпросвещения России от 03.03.2023 № 03-327 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по введению федеральных
основных общеобразовательных программ».
- Письмо Минпросвещения России от 16.01.2023 № 03-68 «О направлении информации»
(вместе с «Информацией о введении федеральных основных общеобразовательных
программ»).
- Письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 № АЗ-113/03 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Информационно- методическим письмом о
введении федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего и основного общего образования»).
- Письмо Минпросвещения России от 08.08.2022 № ТВ-1517/03 «О направлении
информации» (вместе с «Ответами на наиболее частые вопросы, возникающие на
региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации при
введении обновленных ФГОС НОО и ООО»).
-письмо Минпросвещения РФ от 22.05.2023 года № 03-870 « О направлении
информации»;
- письмо Минобрнауки России от 09.02.2012 № 102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1
сентября 2012 года»;
- письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761 «Об изучении предметных
областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовнонравственной культуры народов России»;
- Письмо Минпросвещения России и Рособрнадзора по основным подходам к
формированию графика оценочных процедур (от 06.08.2022 № СК-228/03, № 01.169/0801);
Нормативно-правовые документы регионального уровня:
- письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области
от 25.05. 2023 № 24/3.1-8923 «Рекомендации по составлению учебного плана

образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы
начального общего, основного общего, среднего общего образования, расположенных
на территории Ростовской области, на 2023-2024 учебный год».
- Письмо Минобразования Ростовской области от 22.03.2023 № 24/2.2-4617 « О
некоторых положениях методических рекомендаций».
Муниципальный уровень
- План мероприятий («дорожная карта»), направленных на повышение эффективности
образования в Весёловском районе»;
- Письмо Отдела образования Администрации Весёловского района №748 от
09.06.2025 «О разработке учебных планов ОО»
Школьные документы:
Устав МБОУ Новинская ООШ (ГРН 2 2 5 6 1 0 1 4 6 9 7 5 4, от 15.04.2025г.)
- Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования
МБОУ Новинской ООШ (приказ от 20.07.2024 г. № 107);
Учебный план разработан на основе варианта № 1 федерального учебного плана для
обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) для образовательных организаций, в которых
обучение ведется на русском языке.
Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных
областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение, по классам и учебным
предметам. Сроки освоения АООП НОО (вариант 7.2) обучающимися с ЗПР составляют
пять лет, собязательным введением 1 дополнительного класса.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней.
Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья
учащихся. Обучение проходит в первую смену.
Продолжительность учебного года на первом уровне общего образования
составляет 34 недели, в 1 и 1 дополнительном классах – 33 недели. Продолжительность
каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом – не
менее 8 недель.
Для учащихся в 1 и 1 дополнительном классов устанавливаются в течение года
дополнительные недельные каникулы.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 1
классе - 21 час, во 2 – 4 классах – 23 часа.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной
недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
- для обучающихся 1-х классов и 1-х дополнительных - не должен превышать 4
уроков и один раз в неделю - 5 уроков, за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 2 - 4 классов - не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков
за счет урока физической культуры.
Обучение в 1 классе и 1 дополнительном классе осуществляется с соблюдением
следующих требований:
-учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую
смену, обучение в первом полугодии: в сентябре - октябре - по 3 урока в день по 35

минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; в январе мае - по 4 урока в день по 40 минут каждый;
-в середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью
не менее 40 минут;
-предоставляются дополнительные недельные каникулы в середине третьей
четверти. Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей
(триместров).
Занятия начинаются 8 .30 часов утра и заканчиваются не позднее 19 часов.
Факультативные занятия и занятия по программам дополнительного образования
планируют на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом
факультативных (дополнительных) занятий и последним уроком необходимо
организовывать перерыв продолжительностью не менее 20 минут.
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы
наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание
уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале
трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в
большем количестве, чем в остальные дни недели.
Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2 - 4-х уроках в
середине учебной недели. Продолжительность урока (академический час) составляет 40
минут, за исключением 1 класса.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих
дополнительных требований (разделом VI, таблицей 6.6 СанПиН 1.2.3685-21):
 учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в
первую смену;
 использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в
сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре
- по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут
каждый).
 Продолжительность выполнения домашних заданий составляет во 2-3
классах - 1,5 ч., в 4 классах - 2 ч.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом- не менее 8 недель. Для обучающихся в первом классе
устанавливаются в течение учебного года дополнительные недельные каникулы
(февраль).
В МБОУ Новинской ООШ языком обучения является русский язык.
В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционноразвивающая область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой
предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира с учетом особых
образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционноразвивающая область включена в структуру учебного плана с целью коррекции
недостатков психофизического развития обучающихся.

Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных
организациях,
реализующих АООП НОО, и учебное время, отводимое на их изучение по годам
обучения.
Обязательная часть отражает содержание образования, которое обеспечивает
достижение важнейших целей современного образования обучающихся с ЗПР:
-формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
-готовность обучающихся к продолжению образования на уровне основного общего
образования;
-формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
-формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
-личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
МБОУ Новинская ООШ самостоятельна в осуществлении образовательного процесса, в
выборе видов деятельности по каждому предмету (предметно-практическая
деятельность, экскурсии).
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей каждого
обучающегося. На первом и втором годах обучения эта часть отсутствует. Время,
отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся используется:
-на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию
недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
-на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в
том числе этнокультурные (история и культура родного края).
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана,
состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного
процесса, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной
образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими
требованиями.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В
соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ внеурочная деятельность
организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное,

общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Организация
занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью
образовательного
процесса
в
образовательной
организации.
Коррекционно-развивающая
область согласно
требованиям
ФГОС
НОО
обучающихся с ОВЗ является обязательной частью внеурочной деятельности и
представлена фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими
занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой, направленными на
коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных
жизненных условиях. Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных
и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание осуществляется
образовательной
организацией
самостоятельно исходя
из
психофизических
особенностей обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций ПМПК и ИПРА.
Коррекционно-развивающие курсы проводятся в индивидуальной и групповой форме.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при
определении объемов финансирования, направляемых на реализацию АООП НОО.
Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется
следующим образом: недельная нагрузка не более 10 часов, из них не менее 5 часов
отводится на проведение коррекционных занятий (п. 3.4.16 Санитарноэпидемиологических требований).
Изучение учебного предмета «Иностранный язык» начинается с 3-го класса. На его
изучение отводится 1 час в неделю. При проведении занятий по предмету «Иностранный
язык» класс делится на две группы. В результате изучения предмета у обучающихся с
ЗПР будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости
иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного мира.
Обучающиеся с ЗПР приобретут начальный опыт использования иностранного языка
как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и
культуры других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным
языком.
Часы
коррекционно-развивающей
области
представлены
групповыми
и
индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (психокоррекционными),
направленными на коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся и
восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми занятиями по ритмике,
направленными на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности
обучающихся, развитие пространственных представлений, координации движений и
улучшения осанки обучающихся. Количество часов в неделю указывается на одного
учащегося. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и
во внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25
минут,
на
групповые
занятия
–
до
40
минут.
По причине отсутствия педагога – логопеда в школе коррекционно-развивающие занятия:
логопедические занятия проводится не будут.
Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью,
составляет не более 10 часов (в том числе не менее 5 часов в неделю на коррекционно-

образовательную область в течение всего срока обучения на уровне начального общего
образования) (п. 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).
Количество учебных занятий за пять учебных лет не может составлять более 3732 часов.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, на уровне НОО составляет 1680 часов,
из них 1176 часов приходится на коррекционно-развивающее направление.
Формы промежуточной аттестации
Формы промежуточной аттестации отражаются в учебном плане в соответствии с
методическими системами и образовательными технологиями, используемыми
образовательной организацией. Промежуточная аттестация для обучающихся с ЗПР
может проводиться как в общепринятых формах, так и в иных формах, учитывающих
особенности обучающихся.
В 1-м классе и 1-м дополнительном классе промежуточная аттестация не проводится.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится начиная с 2-го класса (2 четверть)
в конце каждого учебного периода по каждому изучаемому учебному предмету.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится на основе результатов
накопленной оценки и результатов выполнения тематических проверочных работ и
фиксируется в классном журнале.
Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной, итоговой
аттестации освоения АООП НОО в иных формах. Специальные условия проведения
текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения АООП НОО) аттестации
обучающихся с ЗПР включают:
-особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом
особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с
ЗПР;
-привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для
обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения
заданий);
-присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
-адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР: упрощение формулировок по
грамматическому и семантическому оформлению; упрощение инструкции; дополнение
письменной инструкции к заданию, при необходимости, зачитыванием педагогическим
работником инструкции вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;
-адаптирование, при необходимости, текста задания с учетом особых образовательных
потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный
шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок
задания по грамматическому и семантическому оформлению);
-предоставление, при необходимости, дифференцированной помощи: стимулирующей
(одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания,
концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости
самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
-увеличение времени на выполнение заданий;
-организация короткого перерыва (10–15 минут) при нарастании в поведении
обучающегося проявлений утомления, истощения;

-недопущение негативных реакций со стороны педагогического работника, создания
ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию обучающегося.
На итоговую оценку на уровне начального общего образования, результаты которой
используются при принятии решения о возможности (или невозможности) продолжения
обучения на следующем уровне образования, выносятся предметные, метапредметные
результаты и результаты освоения программы коррекционной работы.
Итоговая аттестация на уровне начального общего образования проводится с учетом
возможных специфических трудностей обучающегося с ЗПР в овладении письмом,
чтением или счетом. Вывод об успешности овладения содержанием АООП НОО должен
делаться на основании положительной индивидуальной динамики.
Формы промежуточной аттестации для учебных предметов, учебных и внеурочных
курсов, учебных модулей представлены в таблице:
Предметы, курсы, модули

классы

Формы промежуточной аттестации

Русский язык

2–4-й

Среднее арифметическое накопленных
текущих оценок и результатов
выполнения тематических проверочных
работ

Литературное чтение

2–4-й

Среднее арифметическое накопленных
текущих оценок и результатов
выполнения тематических проверочных
работ

2–4-й

Среднее арифметическое накопленных
текущих оценок и результатов
выполнения тематических проверочных
работ

2–4-й

Среднее арифметическое накопленных
текущих оценок и результатов
выполнения тематических проверочных
работ

2–4-й

Среднее арифметическое накопленных
текущих оценок и результатов
выполнения тематических проверочных
работ

4-й

Среднее арифметическое накопленных
текущих оценок и результатов
выполнения тематических проверочных
работ

2–4-й

Среднее арифметическое накопленных
текущих оценок и результатов
выполнения тематических проверочных
работ

Иностранный язык (английский)

Математика

Окружающий мир

Основы религиозных культур и
светской этики

Изобразительное искусство

2–4-й

Среднее арифметическое накопленных
текущих оценок и результатов
выполнения тематических проверочных
работ

2–4-й

Среднее арифметическое накопленных
текущих оценок и результатов
выполнения тематических проверочных
работ

2–4-й
Адаптивная физическая культура

Среднее арифметическое накопленных
текущих оценок и результатов
выполнения тематических проверочных
работ

История и культура родного края 2-й

Текущая диагностика

Спортивные игры

2–4-й

Результаты соревнований

Коррекционно-развивающие
занятия: психокоррекционные
занятия

2–4-й

Текущий мониторинг динамики развития

Музыка

Технология

Недельный учебный план НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)
Предметные

Классы

Количество часов в
неделю

Всего

области

Учебные
предметы

1

1
доп.

2

3

4

Русский язык и

Русский язык

5

5

5

4

4

23

литературное чтение

Литературное чтение

4

4

4

4

3

19

Иностранный язык

Иностранный язык
(английский)

–

–

–

1

1

2

Математика и
информатика

Математика

4

4

4

4

4

20

Обществознание и
естествознание

Окружающий мир

2

2

2

2

2

10

Основы религиозных
культур и светской
этики

Основы религиозных
культур и светской этики

–

–

–

–

1

1

Музыка

1

1

1

1

1

5

Изобразительное искусство

1

1

1

1

1

5

Искусство

Технология

Технология

1

1

1

1

1

5

Физическая культура

Физическая культура
(Адаптивная физическая
культура)

3

3

3

3

3

15

Итого

21

21

21 21 21

105

Часть, формируемая участниками
образовательного процесса

–

–

2

2

2

6

Английский язык

1

1

3

Русский язык

1

1

3

Максимально допустимая недельная нагрузка (при
пятидневной учебной неделе)

21

21

23 23 23

111

Внеурочная деятельность (включая коррекционноразвивающую область):

10

10

10 10 10

50

Коррекционно-развивающая область

4

4

4

20





коррекционно-развивающие занятия:
психокоррекционные занятия
ритмика

Внеурочные занятия по направлениям внеурочной
деятельности

3

3

3

4
3

4
3

15

1

1

1

1

1

5

6

6

6

6

6

30

«Разговоры о важном»

1

1

1

1

1

5

Орлята России

1

1

1

1

1

5

Туристята

1

1

1

1

1

5

Всего

31

31

33 33 33

161


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».