Положение о СИПР (1)

ПОЛОЖЕНИЕ
о разработке и реализации
специальной индивидуальной программы развития обучающегося (СИПР)

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение разработано на основе следующих нормативноправовых документов:
- ФЗ - 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №
1598 от 19.12.2014 «Об утверждении ФГОС начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №
1599 от 19.12.2014 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от: 11
февраля, 7 октября, 5 декабря 2022 г., 3 августа, 29 сентября 2023 г.);
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Устава МБОУ Новинской ООШ (далее - Школа).
1.2. Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР)документ, содержащий в себе совокупность учебных предметов, коррекционных
курсов, разделов программы, форм и способов их освоения, которые позволяют
создать условия для максимальной реализации особых образовательных
потребностей с детей с умеренным, тяжелым, глубоким нарушением интеллекта,
с ТМНР на определенном уровне образования.

1.3. Целью реализации СИПР является обретение обучающимся таких
жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально
возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач,
обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального
поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных
социальных контактов в доступных для него пределах.
1.4. Разработка СИПР осуществляется экспертной группой на основе
анализа результатов психолого-педагогического обследования ребенка.
1.5. Состав экспертной группы формируется педагогическими
работниками и специалистами Школы (учитель класса, учитель музыки, учитель
физкультуры, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог и др.),
работающие с конкретным ребенком, родителями (законными представителями).
1.6. Положение регламентирует деятельность педагогических работников
Школы по организации условий для максимальной реализации особых
образовательных потребностей с детей с умеренным, тяжелым, глубоким
нарушением интеллекта, с ТМНР на определенном уровне образования.
2. Структура разработки СИПР
2.1. СИПР разрабатывается Школой в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с нарушением интеллекта (далее - ФГОС) (п. 2.3.), адаптированной
основной общеобразовательной программы (далее - АООП) с учетом
специфических образовательных потребностей обучающихся на один учебный
год.
2.2. В рамках разработки СИПР и определения оптимальных условий ее
реализации педагогические работники Школы и специалисты проводят
психолого-педагогическое обследование, которое включает:
 изучение
специалистами
заключения
ПМПК
и
другой
предоставленной на ребенка документации;
 знакомство с семьей ребенка и условиями его обучения/воспитания в
семье;
 сбор дополнительной информации у специалистов, осуществлявших
психолого-педагогическую работу с ребенком до школы;
 проведение первичного психолого-педагогического обследования;
 диагностический период в течение первого месяца посещения
ребенком Школы.
2.3. На основе результатов психолого-педагогического обследования
ребенка, проводимого педагогическими работниками и специалистами Школы,
составляется психолого-педагогическая характеристика ребенка, в которой
дается оценка его актуального состояния развития и определяется зона
ближайшего развития обучающегося.
2.4. В соответствие с требованиями ФГОС (п. 2.9.1.) структура СИПР
включает:
 общие сведения – персональные данные ребенка и его родителях;

 характеристику ребенка;
 индивидуальный учебный план;
 содержание актуальных для образования конкретного обучающегося

учебных предметов, коррекционных занятий и других программ;
 условия реализации потребности в уходе и в присмотре (при
необходимости);
 внеурочную деятельность обучающегося;
 перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации
СИПР;
 программу сотрудничества специалистов с семьей обучающегося;
 перечень
необходимых
технических
средств
общего
и
индивидуального
назначения,
дидактических
материалов,
индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации
СИПР;
 средства мониторинга и оценки динамики обучения.
2.5. Общие сведения содержат персональные данные о ребенке и его
родителях, заключение ПМПК.
2.6. Структура характеристики включает:
 сведения о семье (социально-бытовые условия, взаимоотношения в
семье, отношение к ребенку);
 данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии
ребенка;
 характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка,
наблюдаемых специалистами;
 особенности проявления познавательных процессов: восприятия,
внимания, памяти, мышления;
 сформированность импрессивной и экспрессивной речи;
 сформированность социально значимых навыков, умений;
 потребность в уходе и присмотре; необходимый объем помощи со
стороны окружающих;
 выводы по итогам оценки.
2.7. Специально разработанные учебные планы (индивидуальные)
обеспечивают освоение АООП на основе индивидуализации ее содержания с
учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного
обучающегося:
 индивидуальный учебный план (ИУП) отражает доступные для
обучающегося учебные предметы, коррекционные занятия,
внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки
на конкретного обучающегося;
 ИУП включает индивидуальный набор учебных предметов и
коррекционных курсов, выбранных из общего учебного плана АООП,
с учетом индивидуальных образовательных потребностей,
возможностей и особенностей развития конкретного обучающегося с
указанием объема учебной нагрузки;

 список предметов и коррекционных курсов, включенных в ИУП, а

также индивидуальная недельная нагрузка обучающегося может
варьироваться;
 учебная нагрузка для учащихся с ТМНР, образовательные
потребности которых не позволяют осваивать предметы основной
части учебного плана АООП, формируется за счет увеличения
количества часов коррекционных курсов и часов коррекционноразвивающих занятий в пределах максимально допустимой нагрузки,
установленной учебным планом АООП;
 учебная
нагрузка, для учащихся с менее выраженными
интеллектуальными нарушениями, формируется с учетом увеличения
количества часов на предметные области;
 Учащиеся, испытывающие трудности адаптации к условиям обучения
в группе, могут находиться в Школе ограниченное время, объем их
нагрузки также лимитируется ИУП и отражается в расписании
занятий;
 ИУП содержит две части: I - обязательная часть, включающая шесть
образовательных областей, представленных десятью учебными
предметами; II - часть, формируется участниками образовательных
отношений и включает коррекционные занятия и внеурочные
мероприятия.
2.8. Содержание образования на основе СИПР включает:
 перечень конкретных образовательных задач для обучающегося,
которые формулируются с учетом его возможностей и особых
образовательных потребностей;
 содержание учебных предметов;
 содержание коррекционных занятий;
 программы:
 формирования базовых учебных действий;
 нравственного воспитания;
 экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни обучающихся;
 внеурочной деятельности.
 задачи образования формулируются в СИПР в качестве возможных
(планируемых) результатов обучения и воспитания ребенка на один
учебный год.
2.9. СИПР отражает потребности обучающегося в уходе и присмотре в
форме индивидуального графика с указанием времени, деятельности и лица,
осуществляющего уход и присмотр, а также перечня необходимых специальных
материалов и средств.
 области и требования ухода:
 прием пищи;
 одевание, раздевание и забота о внешнем виде;
 передвижение;
 совершение гигиенических процедур;

соблюдение санитарных требований, поддержка жизненно
важных функций организма;
 реализация коммуникативных и социально-эмоциональных
потребностей.
 области и требования присмотра:
 обеспечение безопасной среды;
 составление четких алгоритмов на случай возникновения
разных непредвиденных ситуаций связанных с безопасностью
жизни и здоровья обучающихся;
 ведение журнала травм.
2.10. Внеурочная деятельность в структуре СИПР представлена планом
мероприятий внеурочной деятельности. Его реализация осуществляется в ходе
проведения внеурочных мероприятий (игры, экскурсии, занятия по интересам,
творческие фестивали, конкурсы, выставки, соревнования («веселые старты»,
олимпиады), праздники, лагеря, походы, реализация доступных проектов и др).
2.11. СИПР отражает перечень педагогических работников и специалистов
Школы, участвующих в ее разработке и реализации (учителя класса, учителя
музыки, учителя адаптивной физкультуры, учителя-логопеда, учителядефектолога, педагога-психолога и др).
2.12. Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося
включает перечень направлений сотрудничества, мероприятий и форм
сотрудничества Школы и семьи обучающегося, а также частоту и сроки
проведения мероприятий. Программа сотрудничества специалистов с семьей
обучающегося предусматривает:
 психологическую поддержку семьи, консультации по всем вопросам
оказания психолого-педагогической помощи ребенку;
 просвещение по вопросам воспитания и обучения ребенка-инвалида;
 участие родителей (законных представителей) в разработке СИПР;
 согласование требований к ребенку и выбор единых подходов к его
воспитанию и обучению в условиях Школы и семьи;
 помощь в создании для ребенка предметно-развивающей среды дома;
 выполнение заданий, составленных специалистами Школы для
занятий с ребёнком в домашних условиях;
 участие родителей в работе психолого-медико-педагогических
консилиумов по актуальным вопросам помощи их ребенку;
 регулярные контакты родителей и специалистов в течение всего
учебного года и др.
2.13. Перечень
необходимых
технических
средств
общего
и
индивидуального назначения содержит описание дидактических материалов,
индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР.
2.14. Мониторинг и оценка динамики обучения планируются с учетом
критериев оценки образовательных достижений учащихся, отраженных в
Целевом разделе АООП в компоненте
«Система оценки планируемых
результатов».


3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
КОЛЛЕКТИВА ШКОЛЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СИПР
3.1. В
целях соблюдения права обучающихся с тяжелыми
множественными нарушениями развития (ТМНР) на доступное образование
реализация СИПР, включая ИУП, осуществляется экспертной группой, в
которую входят те же специалисты, которые разрабатывали индивидуальную
программу развития, и родители (законные представители) ребенка.
3.2. В соответствии с индивидуальным учебным планом (ИУП) на каждого
обучающегося специалистами составляется расписание занятий, планируется
внеурочное время в период пребывания в Школе.
3.3. С учетом индивидуальных особенностей учащегося, в случае
трудностей адаптации к пребыванию в условиях группы, при наличии
выраженных проблем поведения (постоянного крика, постоянной вокализации,
открытой направленной на окружающих и предметы агрессии, частой
самоагрессии) и необходимости постоянного присмотра, учащемуся может быть
установлен индивидуальный график посещения Школы и соответствующее
расписание занятий.
3.4. Продолжительность пребывания учащегося в Школе, предпочитаемая
часть дня, (например, утро или послеобеденное время) устанавливается
психолого-педагогическим консилиумом (ППк) Школы на основе рекомендаций
экспертной группы, с учетом психоэмоционального состоянии ребенка и его
готовности к нахождению и обучению в среде сверстников, а также
возможностей Школы обеспечить коррекционную работу и присмотр за
ребенком. По мере коррекции поведенческих проблем время пребывания
учащегося в Школе вообще, и в классе в частности, постепенно увеличивается,
дозированно он включается в групповую форму обучения.
3.5. С учетом готовности учащегося к обучению в группе сверстников и
содержания СИПР выбираются формы обучения (групповая и индивидуальная):
- групповые уроки/занятия с обучающимися проводятся с группой
детей, сформированной с учетом содержания предмета, включенного
в СИПР обучающихся (при наличии схожих образовательных задач по
предмету);
- индивидуальные уроки/занятия по предметам и коррекционным
курсам проводятся с обучающимися, не готовыми обучаться в группе,
а также с обучающимися, включенные в СИПР образовательные
задачи которых, существенно отличаются от задач других
обучающихся.
3.6. На группу обучающихся по предметам учителями ведется календарнотематическое планирование, соответствующее содержанию СИПР.
3.7. Методы,
приемы
обучения
выбираются
специалистом
самостоятельно, с учетом особенностей развития учащегося, целей и
содержания, включенного в СИПР.
3.8. Оценка освоения СИПР осуществляется в ходе текущей,
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. В ходе аттестации

участники экспертной группы оценивают уровень сформированности
представлений, действий, определенных индивидуальной программой.
3.9. В конце учебного года на основе анализа данных на каждого
обучающегося составляется характеристика, делаются выводы и ставятся задачи
для СИПР на следующий учебный год.
3.10. Организация текущей, промежуточной и итоговой аттестации
обучающихся регулируется соответствующим нормативным локальным актом
Школы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».