МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПРИНЯТО На заседании педагогического совета школы Протокол №1 от 30.08.2019г. ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей программе дополнительного образования детей I. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в целях регламентации деятельности учреждения и обеспечения единообразия подходов при разработке и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МБОУ Новинской ООШ 1.2. Положение разработано на основании: - Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; - Областным Законом Ростовской области от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»; - Федерального закона РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); - Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); - Концепции развития дополнительного образования детей распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р); - Паспорта приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей" (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30 ноября 2016 г. № 11); - Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 19.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 1 - Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; - Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242); Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (Приложение к письму Минобрнауки России от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09); - Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда России от 05.05.2018 № 298н); - Устава МБОУ Новинской ООШ 1.3. Положение о дополнительной общеобразовательной программе (далее-ДОП) является локальным нормативным актом МБОУ Новинской ООШ (далее - Учреждение) и представляет собой комплекс основных характеристик образования и комплекс организационно педагогических условий. II. Требования к содержанию общеобразовательной программе и структуре дополнительной 2.1. ДОП должна быть построена на принципах конкретности, точности, логичности, реалистичности; иметь официально-деловой стиль изложения с элементами научного, что предполагает использование современной педагогической терминологии; иметь оптимальный объём. 2.2. Целями и задачами дополнительных образовательных программ является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. 2.3. Содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать: - достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям региона. - соответствующему уровню образования (дошкольному, Начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию); направленностям дополнительных образовательных программ (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической); - современным образовательным технологиям, отражённым в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); 2 формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); - методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); - средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчёте на каждого обучающегося в объединении). 2.4. Содержание дополнительных образовательных программ должно быть направлено: - создание условий для развития личности ребёнка; - развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству; - обеспечение эмоционального благополучия ребёнка; - приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; - профилактику асоциального поведения; - создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры; - целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребёнка; - укрепление психического и физического здоровья ребёнка; - взаимодействие педагога дополнительного образования с семьёй. 2.5. Структура программы дополнительного образования детей Программа дополнительного образования детей включает в себя следующие элементы: 1. Титульный лист. 2. Пояснительную записку. ^ 3. Учебно-тематический план. 4. Содержание программы. 5. Календарно-тематический план. 6. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы 7. Список литературы. 3 2.5.1. На титульном листе необходимо указывать: - полное наименование образовательного учреждения; - где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа; - название дополнительной образовательной программы; - направленность программы; - возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа; - срок реализации дополнительной образовательной программы; - ФИО, должность автора дополнительной образовательной программы; - название населённого пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа; - год разработки дополнительной образовательной программы. 2.5.2. Пояснительная записка к программе дополнительного образования детей должна раскрыть: - направленность дополнительной образовательной программы; - новизну, актуальность, педагогическую целесообразность; - цель и задачи дополнительной образовательной программы; - отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ; - возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы; - сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы); - формы и режим занятий; - ожидаемые результаты и способы определения их результативности; $ - формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.). 2.5.3. Учебно-тематический план должен содержать: - перечень разделов, тем; - количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические занятия); 4 - формы организации занятий; - формы аттестации диагностики, контроля. Форма представления учебно-тематического плана: № Наименование раздела, темы п/ п Количество Из них (количество часов) часов Теорети Практи Индивидуаль (всего) ческие ные занятия и ческие занятия занятия консультации Формы Формы организации аттестации занятий диагностики, контроля Итого: 2.5.4. Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических занятий). 2.5.5. В календарно-тематическом плане должны быть отражены темы отдельных занятий, последовательность и количество часов, отводимое на их изучение, практических, исследовательских и проектных работ и экскурсий с указанием даты проведения. План представляется в виде таблицы. В календарно-тематическом плане применяется нумерация занятий, позволяющая определить соответствие количества часов рабочей программы на учебный год. Форма представления календарно-тематического плана: № п/п Дата проведения Тема занятия Количество часов Теория Всего Практика 2.5.6. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей: - обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, поход, % экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.); г - рекомендаций по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.; - дидактический и лекционные материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д. 2.5.7. Список использованной литературы. 5 2.6. Технические требования к оформлению рабочей программы. Рабочая программа учителя должна быть выполнена печатным способом на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210 х 297 мм). Текст должен быть подготовлен в редакторе Microsoft Word. Ориентация листов - книжная. Шрифт: TimesNewRoman, размер шрифта 12-14. Выравнивание текста по ширине. Поля: левое - 2,5 мм, правое - 1 см, верхнее - 2 см, нижнее - 2 см. При подготовке рабочей программы необходимо обеспечивать равномерную контрастность и четкость текста. III. Порядок разработки и утверждения рабочей программы. 3.1. Рабочая программа разрабатывается каждым учителем самостоятельно на основе примерной или авторской программы в соответствии с программой дополнительного образования МБОУ Новинской ООШ. 3.2. Количество часов в рабочей программе должно соответствовать годовому количеству учебных часов по учебному плану школы на текущий учебный год. В случае несоответствия количества часов необходимо обосновать изменения в пояснительной записке. 3.3. Педагог представляет рабочую программу на заседание методического совета школы для экспертизы соответствия установленным требованиям. IV. Порядок хранения дополнительных общеобразовательных программ 4.1. Оригинал ДОП находится у педагога, электронный вариант Программы у заместителя директора по ВР 4.2. Все экземпляры ДОП, включая титульные листы, должны быть идентичны. V. Компетенция и ответственность педагога дополнительного образования. 5.1. К компетенции относятся: 1. Разработка рабочих программ; 2. Использование и совершенствование образовательных технологий; методик учебной деятельности и 3. Организация своей деятельности в соответствии с годовым календарным учебным графиком на текущий учебный год и правилам внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения, иными локальными актами общеобразовательного учреждения; б 4. Отчетность о выполнении рабочих программ в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения на текущий учебный год и графиком учебного процесса (расписанием занятий). 5. Педагог вправе вносить корректировки в структуру рабочей программы. 5.2. Педагог несет ответственность за: 1. Невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; 2. Реализацию обучающимися не в полном объеме рабочей программы в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения на текущий учебный год и графиком образовательного процесса (расписанием занятий); 3. Нарушение прав и свобод обучающихся во время реализации рабочих программ. £ 7